Как себя чувствует Тульская экономика в кризисный 2017-й

Туластат огласил данные о степени прибыльности тульской экономики за 11 лет. Формально все прекрасно: показатель за 2016 год – 78,5 млрд рублей – в абсолютном значении в 5,7 раз больше данных за 2005 год – 13,8 млрд. В реальном исчислении – с учетом фактора инфляции – в 2,4 раза. Отлично!
Однако столь приятную картину откровенно портят данные за 9 месяцев 2017 года. Пока сальдированный результат (прибыль минус убытки – субъектов экономики региона) отстает от данных за аналогичный период годовой давности на 35,5%! А налог на прибыль, поступающий в казну субъекта федерации, составляет 100,8% от тех же показателей за январь-сентябрь 2016 года.
Но прежде, чем делать выводы, посмотрим, кто и сколько – по отраслям – дал области прибыли. Итак, абсолютный лидер – промышленность, 82% от всего объема. А это – предприятия химии, машиностроения (включая оборонку), пищевой отрасли, легкой промышленности. Минус убыточные компании металлургии, транспортного машиностроения.
Вторая позиция – торговля, 7%. Далее – ее ближайшая «родственница», операции с недвижимостью (аренда офисов, их продажа) – 6,4%. Чуть более 2,5 млрд рублей (3,2%) за агропромом. Наконец, 2,5% пришлось на долю строителей.
Остальные отрасли региональной экономики – а их более полутора десятков - или в убытках (энергетика, банки, добыча полезных ископаемых, ЖКХ), или с небольшой прибылью (транспорт, рестораны, медицина, образование).
Что же произошло в 2017 году, когда конечная сумма прибыльного сальдо грозит оказаться, как минимум, на треть ниже показателя 2016 года? Причин – несколько.
Кризис. Ну, не завершился он еще! Трудно многим из него выбираться.
Кто-то скажет, что в 2014-2016 гг. было труднее, начало и разгар кризиса. Но, несмотря на это, у нас – небывалый рост суммарной прибыльности: 42,1 млрд – 61,5 млрд – 78,5 млрд рублей!
Верно. Очень хорошо «сыграла» оборонка, увеличившая – за счет гособронзаказа – производство и реализацию продукции почти в полтора раза. Отлично сработал АПК, нарастивший прибыль с 1,0 до 3,5 млрд рублей (зерновые рекорды).
Ну, и заокеанский доллар «помог». Он перед кризисом стоит 34, а потом, через пару месяцев, уже 50. Чуть позже – 60 и, наконец, доползал до 70 рублей. Не забыли, что у нас львиная доля прибыли за счет экспорта? Чугуна, оружия, минеральных удобрений? Ее считают сначала в долларах, а потом умножают на валютный курс.
В «зеленых рублях» эта прибыль в 2014-2016 гг. оставалась почти без изменения, даже чуть снизилась (санкции же). Зато курс – удвоился. Вот вам и дополнительная прибыль. В рублях. Но не в реальности.
Чтобы понять реальную картину, гляньте на данные 2011-20013 гг., когда доллар почти не менялся. Наша прибыльность - либо топтание на месте, либо рост в 5-10%. Вот и 2017 год таким же обещает быть. Нет полуторного роста курса доллара (и хорошо, что нет). А есть работа отраслей региональной экономики при мизерной инфляции. Сегодня с прибылью - химия, оборонка, село, пищевая отрасль, торговля, медицина и ЖКХ. Кажется, из убытков выбираются банки. Но солидные суммы – только у первых трех субъектов. В минусе – металлургия, гражданское машиностроение, сфера недвижимости, строительство, транспорт, рестораны.
И еще один интересный фактор. Инвестиционный.
Тульская область сегодня реализует большое число интереснейших проектов, которые позволят ее экономике резко «прибавить» лет через 5-7. И в промышленности, и на селе, и в строительстве. Но пока это ведет к временному снижению уровня прибыльности компаний, так как на время реализации проектов (а это, как раз и есть 5-7 лет) они имеют налоговые и таможенные льготы. Оборотная сторона процесса наращивания экономики. Нужно сделать шаг назад, прежде чем пробежать на три шага вперед.